ФСТ России: «Мы фиксируем не цифры, а правила игры»

В 2012 году существенно изменились правила регулирования ряда ключевых инфраструктурных секторов, готовятся новые поправки. О работе Федеральной службы по тарифам (ФСТ), опыте и перспективах применения различных методов регулирования в электроэнергетике, железнодорожном, портовом и коммунальном секторах «Ъ» рассказал руководитель ФСТ СЕРГЕЙ НОВИКОВ. Мы приводим небольшую выдержку из разговора, интересную, на наш взгляд, для компаний, работающих в сфере теплоснабжения и водоснабжения.
Полностью с текстом вы можете ознакомиться на сайте ФСТ России по ссылке http://www.fstrf.ru/press/interview/68
Источник публикации: Коммерсант, 31 октября 2012 г., № 205
«…Второй блок связан с федеральным контролем за решениями, которые принимаются региональными органами регулирования, являющимися независимыми от нас подразделениями, структурами субъектов РФ. Это касается как контрольных процедур, так и процедур досудебного урегулирования споров, а также проведения разногласий по принятым решениям между региональными регулирующими органами и регулируемыми организациями. В связи с этим важным моментом является перенос сроков изменения тарифов с 1 января на 1 июля. Это означает, что регуляторный период не изменился — он по-прежнему составляет один год с 1 января по 31 декабря или последовательность регуляторных лет, но дата изменений — 1 июля. Такая календарная разбивка позволит уже в текущем регуляторном периоде учесть результаты контрольных мероприятий, досудебного урегулирования споров, рассмотрения разногласий, которые, как правило, заканчиваются в течение первого полугодия. У региональных органов регулирования появляется возможность скорректировать свои текущие решения с 1 июля, с тем, чтобы допущенные ошибки устранить в текущем же периоде без переноса на следующие годы.
Отдельно хотел бы остановиться на следующем большом блоке, связанном с долгосрочной регуляторикой. Подготовлен проект федерального закона, который делает нормы принятия долгосрочных решений, а также введение долгосрочных правил регулирования по целому ряду инфраструктурных секторов обязательным. Поправки в отраслевое законодательство, мы надеемся, будут приняты до конца года. В течение первого квартала 2013 года будут приняты соответствующие изменения в постановления правительства об основах ценообразования, и фактически с 1 января 2014 года долгосрочная регуляторика в этих сферах станет нормой. Понятно, что здесь важен переходный процесс: всегда сложно, когда тысячи организаций одновременно переходят на новую методологию. В электроэнергетике, если говорить о сетях, переход на RAB или долгосрочную индексацию уже завершен. В тепло- и водоснабжении, мы полагаем, этот переходный период закончится 1 января 2016 года.
— В этом законопроекте указываются принципы регулирования? Это будет RAB, долгосрочная индексация?
— В основах ценообразования будут зафиксированы несколько базовых принципов, которые уточнят применение всех существующих методов регулирования: доходность на вложенный капитал, долгосрочная индексация, метод сравнения — бенчмаркинг. Применение метода «затраты плюс» тоже возможно, но в ограниченном количестве случаев: например, для новой организации, у которой нет сформированной базы на первый год регулирования.
— То есть новая организация будет регулироваться по принципу «затраты плюс»…
— один год, а со следующего года первый срок составит не менее трех лет, потом три—пять лет. Эти правила вводятся в электроснабжении, теплоснабжении (как в производстве, так и в передаче тепла), водоснабжении и водоотведении. При этом хотел бы отметить, что долгосрочные решения вне зависимости от того, являются они в чистом виде тарифными, цифровыми или включают в себя определенный набор поведенческих условий, не висят в воздухе. Если это долгосрочное решение, то оно должно базироваться прежде всего на определенных планах территориального развития, а также на долгосрочных программах развития конкретных организаций, по отношению к которым принимается регуляторное решение. Их наличие и делает это решение максимально эффективным инструментом и для самой организации, и для потребителя, и для инвестора, который пришел с определенным объемом ресурсов для того, чтобы что-то изменить.
Это — фундамент для достижения баланса интересов. Раньше было проще: если посмотреть на картинку, которая была лет десять назад, она была двумерной — с одной стороны производитель, с другой стороны потребитель, и нужно было найти решение, которое бы либо устраивало, либо не устраивало обоих одинаково. На сегодня картина более сложная, и не только в России, но и во всем мире, особенно с учетом тех проблем, которые возникли в связи с мировым финансовым кризисом…»

Напоминаем, что Улальская финансовая-правовая компания оказывает услуги по формированию тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе на долгосрочный период, в том числе с использованием метода RAB. Также мы готовы оказать информационную поддержку при разработке тарифа компаниями самостоятольно.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.